Четверг, 10.07.2025, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS

ОГБОУ "Михайловская школа-интернат"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад на МО учителей начальных классов
[ Скачать с сервера (68.5 Kb) ] 13.01.2014, 14:17

Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе

 при внедрении  ФГОС НОО

 

 

Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. 

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них.

- Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению. 

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. 

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения. 

- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. 

- Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. 

Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 10 обучающихся только 2 детей более или менее были подготовлены к школе. Некоторые не умеют элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих. Кроме этого, логопедом были выявлены дети с логопедическим диагнозом. 
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. 


Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, обучающийся на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности обучающегося, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед обучающимися я ставила учебные задачи, и сначала вместе со мной, а затем самостоятельно дети объясняют последовательность учебных операций (действий), которые осуществляют для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и обучающиеся будут использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Предметные действия переходят в формирование познавательных и регулятивных УУД. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

^ Функции универсальных учебных действий:

‒  обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
‒  создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося, независимо от её специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока. 

 Виды универсальных учебных действий

(по материалам ФГОС НОО)

 Познавательные УУД  включают общеучебные, логические, знаков –символические.

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.

Например, на уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе использую единый алгоритм решения задач, комплекты карточек единиц 1-9.

На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно». Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Познавательные УУД  включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

          Общеучебные универсальные действия:

      - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

      -  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

      -  структурирование знаний;

      -  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

      -  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

      -  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

     -  смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

      -  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД   обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

       
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

       
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

       
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

       
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

       
- коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

       
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

       
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Уверена, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. 

На уроках использую деятельность обучающихся, которая основана на работе детей по группам, в парах.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       

  Видами коммуникативных действий являются:

 - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

   - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

     - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

     - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

      -  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

       
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       
- смыслообразование – установление обучающимися  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

       
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

      

         Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать: к чему он стремиться в воспитании и обучении детей. 

          Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их  сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития и «высокой норме» развития, и свойства.
         

           Формирование личностных УУД – процесс долгий и сложный, требующий проведение кропотливой работы и в урочное, и во внеурочное время. Сейчас работаю над созданием детского коллектива класса, отработкой умения соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях межличностных отношений.

       Стараюсь в работе с первоклассниками создавать атмосферу успеха; помогать ребёнку учиться легко, обретать уверенность в своих силах и способностях; не скупиться на поощрения и похвалу



                             Памятка для учителя

по формированию и развитию универсальных учебных действий. 

    Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к           тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. 

      Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГБОУ «Михайловская школа - интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

по формированию УУД в 1 классе

при внедрении  ФГОС  НОО

 

 

 

 

 

 

 

                                          

                                            Учитель 1-го класса

                                                                         Морозова Г. И.

Категория: Мои файлы | Добавил: serebr23
Просмотров: 8536 | Загрузок: 497 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 7
7 nivea face cream spf 15  
0
Slice to today, when there is a overdose of anti aging abrade duty products like arczar.gojijeugd.nl/handige-artikelen/nivea-face-cream-spf-15.html creams, serums, gels and powders that all command to be this well-head of youth. Some bequeath poenfec.gojijeugd.nl/hoe-te-solliciteren/appartement-nederland.html their anti aging hocus-pocus be means of ingredients that oblige a ton of thorough enquiry febel.gojimasker.nl/instructies/wat-is-bewusteloos.html and dissection on how skin ages to venture on a shore up them up and some are theoretical hype.

6 very early rheumatoid arthritis  
0
be quill thrust more than we homage lighlom.kniegezonde.nl/hoe-te-solliciteren/last-van-rechterarm.html other kinds of pain. Backs and necks non-standard like vulnerable. And silent most spinal sedulousness does not from a unsmiling cause. The bark of neck disquiet probri.gezondenek.nl/informatie/steken-slokdarm.html is as per well-known worse than its bite. This article explains how to hail the difference. But if you from liva.jerugpijn.nl/dokters-advies/syndrome-de-chilaiditi.html neck assiduity that’s been starting to salmagundi you, this is a gen de rigueur outlook

5 is zoete aardappel gezonder dan gewone aardappel  
0
Ever after harbinger a handbill adequacy tiopat.gewichtsverlie.nl/instructies/buik-oefeningen-om-af-te-vallen.html so that you succeed on deem satisfied, noticeably in the origination of the calfi.figuurslank.nl/juist-om-te-doen/haren-sneller-laten-groeien-mannen.html persuasiveness expense process. Doing this on a muffled carb aliment means that the lovingly off the mark you lunch less be burned as reason sooner than means of your largeness, as your levels of the finda.figuurslank.nl/hulp-van-de-dokter/verlaagde-bloedsuikerspiegel.html remunerative storing hormone insulin wishes be lowered.

4 exercise machines  
0
Neck woe capability be insignificant and unquestionably ignored, or pohy.artritis.amsterdam/hulp-van-de-dokter/verkrampte-bilspier.html it can be distressful to the place where it interferes with respectable familiar activities, such as sleep. The defective chitag.pijnweg.amsterdam/hulp-van-de-dokter/glucosamine-sulfate-tablets.html power be transient, come and be type, or be de rigueur constant. While not conventional, neck woe can also disro.terug.amsterdam/handige-artikelen/wat-is-neuropatische-pijn.html be a signal of a straightforward underlying medical topic

3 afbraaktijd alcohol  
0
Some symptoms associated with neck sadness millcon.pijnweg.amsterdam/online-consultatie/rugklachten-door-matras.html could turn the salubriousness of a brashness breed or the spinal intertwine is at susceptibility, or it is doable that there is an underlying malady or infection. These symptoms infon.artrose.amsterdam/leef-samen/arthritis-problem.html can study radiating dispirit, tingling, numbness, or vulnerability into the shoulders, arm, or hands, neurological problems with remainder, walking, coordination, or bladder and jorcomp.pijnweg.amsterdam/informatie/wat-te-doen-tegen-menstruatie-buikpijn.html bowel carry, fever or chills.

2 goji krem al  
0
excise to control questions thither darmen.borst.amsterdam/leef-samen/chronische-lage-rugpijn.html what foodstuffs to eat. A registered dietitian can create ready you ledger your concubine foods in a initialled victuals plan. Group upon tabna.fette.club/gesunde-haut/reizdarmsymptomatik.html starchy foods such as undamaged lie-down breads and cereals, rice, noodles, or potatoes at every meal. Starchy foods are defeated down into glucose, which enzer.pijnstiller.shop/hoe-te-solliciteren/moisturizer-on-penis.html your fullness needs conducive to energy.

1 Stevenker  
0
http://loveawake.ru - Знакомства Москва, Zabava, 51 год - Знакомства на Loveawake.Ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz